Как рождались наукограды в Подмосковье и рядом с Новосибирском? Что связало первую АЭС и маршала Победы Жукова? Где проектировали современные НИИ и почему главное здание Российской академии наук называют «золотыми мозгами»? За наглядным ответом на эти вопросы всех любознательных зовут на выставку «Конструкторы науки», которая открылась и все лето, до 15 сентября, будет работать в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева. Этот музей в самом центре Москвы, на улице Воздвиженка рядом с Кремлем, знатоки и ценители меж собой называют «муар».
В фокусе проекта — важный для советской науки период интенсивного развития, начавшийся в середине 1950-х годов на фоне перемен в общественной и культурной жизни СССР.
Оттепель, а вместе с ней — первая в мире атомная электростанция в тех местах, где родился будущий маршал Жуков, первые спутник, атомный ледокол, полет Гагарина и научный оазис рядом с Новосибирском стали символами тех лет, когда наука в нашей стране расправила плечи, подавала смелые надежды и дарила вдохновение поэтам.
Выставка в Музее архитектуры, приуроченная к 300-летию Российской академии наук, как раз об этом. И дает, по замыслу ее организаторов, «собирательный образ ученого, конструировавшего новый мир и менявшего жизнь советских людей».
Директор музея Наталья Шашкова и кураторы выставки — Юлия Старостенко и Ксения Кокорина — рассказали первым посетителям, как устроена и чем богата экспозиция. Более 250 работ из собственных фондов Музея им. Щусева и предоставленных организациями-партнерами (РОСИЗО, Политехнический музей, Музей космонавтики, Архив РАН, музеи Новосибирска, Обнинска, Зарайска и другие) разместили на анфиладе главного музея архитектуры.
— В первом разделе выставки, — поясняет Ксения Кокорина, — нас встречает обобщенный образ ученого-творца. Тут представлены архивные фотографии и живописные работы Эмилии Глебовой, Александра Дубовика, Всеволода Тарасевича…
Действительно: и слева, и справа — динамичные сюжеты с участием ученых-шестидесятников. И физиков, и лириков одновременно. Молодые советские ученые были героями своего времени: о них снимали фильмы и писали книги, запечатлевали на фото, в живописи, графике, скульптуре. Живые, эмоциональные произведения передают азарт исследовательской работы и погружают зрителя в эпоху великих свершений и великих надежд.
А следом — переход к рассказу о том, как жили ученые, какие идеи их в то время обуревали и что нашло воплощение в реальных проектах. Фотографии, плакаты, архитектурные макеты напоминают об освоении космоса, Арктики, Мирового океана, атомной энергетики.
— Оттепель, повлиявшая на культурную жизнь страны, сказалась и на науке, в которой соотношение «личность-номенклатура» сдвинулось в пользу личности, — утверждает Ксения Кокорина, — Советский ученый с его мощным потенциалом, раскрытым в самых знаковых научных достижениях середины века, стал ярким героем эпохи — знающим специалистом, теоретиком, мечтателем, визионером.
Здесь же — предметный рассказ о том, кто, по чьим решениям и в каких условиях проектировал, а потом строил новые здания академических НИИ, лабораторий, научных центров в ближнем Подмосковье (Зеленоград, Пущино, Протвино, Черноголовка) и Академгородок в Новосибирске. Со второй половины прошлого столетия ведет свою историю ГИПРОНИИ — Всесоюзный проектный и научно-исследовательский институт по проектированию научно-исследовательских институтов, лабораторий и научных центров. На выставке впервые экспонируются архитектурные чертежи, проекты и макеты из его архива.
Через оригинальную графику, чертежи, фотографии и макеты показан, в частности, комплекс научных зданий на Нахимовском проспекте в Москве. Яркий акцент этого раздела — модель скульптурной группы «Лента Мебиуса» для здания Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ), выполненная художниками Элеонорой Жарёновой и Владимиром Васильцовым.
Расцвет науки совпал по времени с радикальными переменами в сфере архитектурного творчества. К концу 50-х и в начале 60-х фокус внимания сместился с индивидуального проектирования на массовое, типовое строительство. Достижения и сложности той эпохи отразились в архитектуре известных научных сооружений.