Небесные артефакты

5 ноября 2024

Франциско Инфанте-Арана (р. 1943) обычно вступает в диалог напрямую с мирозданием: он располагает свои «артефакты» между землей и небом, фотографирует их и немедленно разбирает. Инсталляция «Небесные артефакты» станет исключением из этого правила: она разместится на Проспекте и Площади Дома культуры «ГЭС-2».

В проекте «Небесные артефакты» используются световые и звуковые эффекты. Если вам нужны шумоподавляющие наушники, их можно взять на стойке информации.

В программе «ГЭС-2: Проспект» участвуют восемь работ: пять трехмерных объектов и три фотоартефакта. Семь из них Франциско Инфанте придумал в разные годы для разных точек планеты, от Подмосковья («Легкие пространства», 2017/2024) до катарских дюн («Арка. Вход — Выход», 1990/2024), а одну кинетическую конструкцию («Два времени», 2024) по заказу «ГЭС-2» сделал сын художника, Платон Инфанте (р. 1978). По воле автора проекта Полины Лобачевской семь классических артефактов были воссозданы по оригинальным чертежам, предоставленным художником, и многократно увеличены для Дома культуры.

Попадая на Площадь и Проспект, объекты Инфанте не просто разрастаются, но устремляются в бесконечность, будто по взлетной полосе: похоже, еще немного — и они вырвутся за пределы здания. Одновременно каждая работа отражает происходящее внутри Дома культуры: конструкции художника всегда зеркальны, но здесь они перекликаются не только с вечностью, на которую оглядывались изначально, но и с выставками, театральными постановками, сиюминутной жизнью в кафе и книжном магазине.

Для инсталляции не менее важна идея движения, заложенная в ритме модулей, из которых собраны работы Франциско Инфанте. Даже если само произведение статично, зритель, обходя его со всех сторон, задает конструкции динамику и многомерность. Для каждого объемного артефакта Платон Инфанте предусмотрел отдельное звуковое сопровождение — электронные трели, чей темп и модуляции обоснованы особыми математическими выкладками.

В контексте Дома культуры становится ясно, что в своих объектах Франциско Инфанте делает акцент не на сломах, а на соединениях: они отражают мир, в котором есть место гармонии и свету, служат синтезом и метафорой целого космоса. Подробнее об идеях художника можно будет прочитать в посвященном выставке специальном издании «ГЭС-2: Проспект», которое появится в Магазине Дома культуры.

Франциско Инфанте тонко чувствует время, но легко воспаряет над ним — особенно явно это ощущается в фотоартефактах из серий «Легкие пространства» (2017/2024) и «Очаги искривленного пространства» (1979/2024), созданных совместно с Нонной Горюновой (р. 1944), женой Франциско и матерью Платона. Эти подвешенные в воздухе увеличенные фотопанели кажутся окнами в другой, более гармоничный и упорядоченный мир, в который зрителю предлагается поверить и мысленно перенестись.