Взгляд на современное искусство России

4 марта 2025

Субъективный взгляд объединил сначала под одной обложкой, потом в одном пространстве 25 современных российских художников. Однако, как отмечает Ольга Ярутина, представленность художников неравномерна: от одной работы до мини-ретроспективы.

Не стоит ждать ретроспективы современного искусства России за полвека. Идея влияния старшего поколения на молодых явно реализована лишь у Леонида Сокова. Но выставка стоит посещения ради ранее не выставлявшихся работ: декораций Ирины Кориной, работ Алины Глазун и произведений из частных коллекций. В первую очередь, это визуальное сопровождение к выпущенной книге.

Попытка объединения, поиска точек соприкосновения и параллелей между разными творческими поколениями привела к тому, что в этом разнородном сплаве можно выделить несколько связующих элементов. Первостепенным, без сомнения, является текст, во-первых, как формальный признак в ряде работ, как ребус или отсутствие месседжа; во-вторых, как фрагменты интервью, дополняющие визуальные высказывания авторов в экспозиции.

Среди “случайных сближений”:

  • Тема электричества (Ирина Корина и Николай Полисский);
  • Диалог монументальных работ (Нина Котел и Таисия Короткова);
  • Античность (Recycle Group и Валерий Кошляков);
  • Ностальгия и заброшенность (Мария Сафронова и Оскар Рабин).

Итак, что это: попытка проследить развитие искусства за десятилетие или срез актуальной повестки (как говорит главный редактор TANR Милена Орлова)? Скорее, разнородная мозаика, знаменующая новый опыт издательства. И световая инсталляция Аристарха Чернышева “Loading” в финале – будто намек на будущие проекты TANR, где продолжат поиск слов к произведениям искусства.

Текст: Ксения Ульянова